Hayde of Gisborne
I'm just a little girl with grey eyes
Надо бы что-нибудь написать про "Патерсона", пока еще хоть что-то помню...
Вообще, мое знакомство с Джармушем пока основывается только на трех его фильмах - "Кофе и сигареты", "Выживут только любовники" и вот "Патерсон". Не знаю, насколько он любит делать отсылки к другим своим фильмам, но этот ими напичкан. Тут и шахматы, в которые играет бармен, и поза, в которой спят Патерсон и Лора, и книги в чулане Патерсона...
Заявлено, что это фильм о поэзии будней. Да уж, действительно. Когда ты изо дня в день просыпаешься и идешь на работу, а после обеда - в бар, то приходится искать поэзию и в коробке спичек, и в солнечном луче на автобусном стекле. Красиво, неспешно, тягуче - как и все фильмы, которые снимает Джармуш. опять же, я смотрела только три Город, в котором не происходит ничего, который живет старыми достижениями и воспоминаниями о концерте Игги Попа в далеких 70-х. Город, в котором поломка автобуса уже становится чем-то из ряда вон. Американское очаровательное захолустье со старыми фильмами и водопадом. Город, в котором все артисты.
А еще это фильм о любви. Хотя сначала кажется, что нет. Ибо где-то со второй половины фильма начинает казаться, что Патерсон готов свою жену уже задушить голыми руками, лишь бы она его не душила гитарами, капкейками, любовью к черно-белому сочетанию и ревнивому английскому бульдогу. А потом думаешь, что да, если не задушил, если терпит ее дикие идеи и их безнадежные воплощения, то это любовь. Лора иногда мне меня напоминала с ее вечным "драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота".
Их пара - еще один идеальный контраст Джармуша. Как Адам и Ева. Патерсон - истинный художник, прячущийся от хоть какой-то известности, пусть даже в кругу своей жены, собаки и парочки человек из бара. Замечающий красоту мира в мельчайших деталях, неприемлющий "сегодня" с его современными технологиями. Заприте его в чулане, дайте книги и блокнот - и он будет самым счастливым человеком на свете. Хотя нет, Лору тоже оставьте. А Лора - явно человек 21 века, как и Ева. Ей бы успеть испытать все на свете, поделиться этим с остальными, побыть поваром/музыкантом/дизайнером/кондитером, может и писателем, чем черт не шутит. Идеальный контраст спокойствия и вихря.
Хотя по ходу не оставляло ощущение тревожности, как будто что-то произойдет, и все рухнет. Но все критики, посмотревшие этот фильм до нас, успокаивают, что здесь нет никаких происшествий, что Джармуш так не снимает, что у них все хорошо. И действительно, в финале вроде бы все хорошо. Вроде бы...
Музыки почти нет, ее заменяет поэзия. Но музыка чудесна, Джармуш знает, какое оформление нужно конкретно для этой сцены и пишет именно такую музыку. Хотя опять же, очень похоже на "Любовников". Фильм явно не для кинотеатра, возможно, поэтому и идет так мало. Он для тихого выходного вечера под пледом. Когда тебя не утомляет эта "тягучесть" кадров, смена дней, не отличающихся друг от друга ничем, и никто под ухом не делает умные замечания в духе "ммм, Патерсон из Патерсона. Гыы, прикольно".
Детально красивый фильм. Так, что после просмотра хочется узнать больше о Уильяме Карлосе Уильямсе, найти того, кто писал стихи к фильму, детально рассмотреть полку с книгами Патерсона и вообще стырить его блокнот! А еще перешерстить фильмографию Адама Драйвера и посмотреть, как он играет в других фильмах. А сам фильм о любви? Возможно. Хотя, скорее о любви к жизни вообще, чем о любви конкретно двух людей. Но эти люди как раз составляют полную картину "любви к жизни".

@темы: Из всех искусств для нас важнейшим является кино, Музыка - это самое прекрасное, что есть на земле. Но даже она не разбудит мертвого, Цветная повседневность, я беспечный шалопай!